Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Тверская и Кашинская епархия

Богородицкий Житенный

женский монастырь
 

Домашняя
Сказание об иконе Божией Матери "Одигитрия"
История монастыря
Судьба монастыря в ХХ веке
Наш фотоальбом
Подворье монастыря
Наши реквизиты

Сказание об иконе Божией Матери "Одигитрия"

Смоленская икона Божьей Матери, по сказанию предания, написана святым евангелистом Лукою. О древности этой иконы в России сказания различны: одни говорят, что эта икона была блaгocлoвeниeм на путь в Россию царевны Анны, сестры греческого императора Василия и супруги святого князя Владимира; но другие удостоверяют, что император греческий Константин Порфирородный, выдавая дочь свою, царевну Анну, в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее иконою в путь. По этой причине икона и названа Одигитрия — Путеводительница. По наследству она досталась сыну Всеволода, Владимиру Мономаху, а Владимир Мономах перенес ее в Смоленск и поставил в соборном храме Успения Богородицы, который он устроил в 1101 году. С того времени икона называется Смоленскою.

На этой иконе Богоматерь изображена по пояс. Правая ее рука покоится на груди, а левая держит Предвечного Младенца со свитком в левой руке и с благословляющей десницею. Цвет верхней одежды Богородицы — темно-кофейный, нижней — темно-синий; а «одежда Богомладенца — темно-зеленая, с позолотою. Доска, на которой икона написана, очень тяжела и от времени так изменилась, что трудно узнать, из какого она дерева. Длина ее 1 аршин и 2 вершка (около 80 см), ширина 3 четверти и 2 вершка (около 63 см); она загрунтована на клею мелом и оклеена холстом.

В 1237 году полчища Батыевы, разоряя Россию, подступили к Смоленску; жители ничего не знали о внезапном нападении и не были готовы к защите.

Сама Одигитрия была необоримою Воеводою беззащитного города. Ночью в соборном храме, где стоит чудотворная Ее икона, церковный сторож услышал от Нее повеление объявить воину Меркурию, жителю Смоленска: «Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица». Меркурий пришел во храм, пал перед иконою и услышал голос: «Угодник Мой Меркурий, посылаю тебе оградить дом Мой. Властитель ордынской втайне хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всею своей ратью и с исполином своим, на силу которого возлагают свои надежды, чтобы опустошить город, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в сретение врага, втайне от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении татар, и силою Христа Бога победишь исполина. Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему; но там вместе с победою ожидает тебя венец мученичества, который прими от Христа».

Со слезами поклонился Меркурий до земли святой иконе Богоматери и вышел из храма и града. Призывая на помощь Божью Матерь, Меркурий проник в середину врагов и убил исполина ратного и потом перебил множество врагов; но, утомившись, лег отдохнуть. Татарин, увидев его спящим, отрубил ему голову. Меркурий кровью своей запечатлел подвиг свой. Его погребли в соборной церкви, а в память его мужества воздвигли за Молоховскими воротами обелиск. Церковь причла Меркурия к лику святых.

В 1398 году, во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконою Смоленской Божьей Матери Витовт благословил дочь свою Софию, супругу князя Василия Димитриевича, бывшую в Смоленске для свидания с отцом, и ею перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. В 1456 году в царствование великого князя Василия Васильевича Темного Смоленский епископ Мисаил и многие почтеннейшие граждане, прибывшие в свите от польского короля Казимира в Москву к великому князю, просили его отпустить их икону в Смоленск. Великий князь после долгих совещаний с духовенством и боярами решил, что нельзя держать в плену Владычицу мира, и приказал, сняв с нее список, поставить его в Благовещенский собор, а чудотворную икону отпустить в Смоленск. На отпущение иконы совершили торжество. После литургии и по совершении молебствия митрополит и все духовенство с крестным ходом в сопровождении великого князя с семейством, войска и многочисленного народа со слезами провожали икону Владычицы за город до бывшего тогда в предместье Москвы Саввина монастыря. На этом месте в 1524 году, при великом князе Василии Ивановиче, построен Новодевичий монастырь, в память о взятии Смоленска и присоединении к Российской державе. В этом монастыре поставили икону, списанную со Смоленской Одигитрии, и на 28 июля установили празднество с крестным ходом в честь чудотворной иконы и в возблагодарение за возвращение Смоленска от Литвы.

В 1666 году смоленский архиепископ Варсонофий по царскому указу возил в Москву две смоленские чудотворные иконы Одигитрии для подновления потемневшей от времени живописи. Из этих икон одна стоит поныне в Смоленском Успенском соборе, а другая, написанная в 1602 году, поставлена в церкви над Днепровскими воротами: первоначально она находилась в днепровской башне городской стены Смоленска, но в 1727 году некто Длотовский испросил позволение построить над воротами на свое иждивение церковь во имя Рождества Богородицы, чтобы в этой церкви и была поставлена икона Одигитрии, покровительницы Смоленска. Строитель постился, исповедовался и в день иконы Одигитрии, со слезами радости, чувством благодарения и духовного восторга пал перед Нею на колени, сложил руки крестообразно, преклонил голову до земли и скончался. В 1802 году вместо деревянной была поставлена каменная церковь.