Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Тверская и Кашинская епархия

Богородицкий Житенный

женский монастырь
 

Домашняя
Вверх
Сказание об иконе Божией Матери "Одигитрия"
Судьба монастыря в ХХ веке
Наш фотоальбом
Подворье монастыря
Наши реквизиты

Строения Житенного монастыря, его планировка и символика

Лучезарный свет божьей благодати освящает Житенный монастырь, отражающийся в глубинных водах Селигера летом, а зимой подобно чудному граду, восстающий среди белой снежной пустыни озера. Сравнение святой обители с градом неслучайно: монастыри на Руси символически воспринимались как престол Божий, как образ Небесного Святого града Иерусалима, являющегося местом непрерывного Богослужения, вечной литургии праведников.

Этот духовно-символический смысл определял планировку монастырского комплекса. Как и каждый град, Житенный монастырь имеет ограду с башнями, святые врата, внутри храм, колокольню, различные гражданские сооружения — братские и настоятельский корпуса, трапезную палату, а также хозяйственные постройки. Центром монастыря является главный храм — собор во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Первый возведенный на Житном острове деревянный храм во имя Смоленской иконы Богоматери был построен по ходатайству и усердием жителей Осташкова для главной святыни города. По документам, в 1724 году на острове Житном уже стояла деревянная церковь с хорошим иконостасом, колокольней, при церкви было 10 монахов.

Эта деревянная «брусяная» церковь была пятиярусной («о пяти поясах»), пятиглавой с деревянной восьмигранной колокольней. Главки церкви покрыты лемехом, крест на центральной главе — металлический позолоченный, кресты на четырех других— деревянные, обитые белым железом. Иконостас состоял из четырех ярусов: местного, деисусного, праздничного, пророческого. В центре иконостаса находились Царские врата.

Деревянная церковь во имя Смоленской иконы Богоматери имела придел во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Иконостас в приделе был двухъярусный: в нижнем — Царские врата и местный ряд икон, во втором — апостолы. На колокольне храма было три колокола — один большой и два маленьких.

Первоначально все строения монастыря были деревянными: братских келий — четыре. Святые врата были брусяные, завершались шатром; ограды не было. Все эти сооружения Житенного монастыря постепенно были заменены каменными. Каменное строительство в обители началось с 1737 года, с возведения нового собора во имя Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. В 1737-1743 годах по благословению Святейшего Синода Русской Православной Церкви и предписанию Коломенского епископа Вениамина, управлявшего Синодальным казенным приказом и Синодальной областью, была построена, взамен прежней деревянной, новая каменная церковь. В 1764году освящены как Смоленс кая церковь, так и придел во имя святителей Василия Великого,Григория Богослова, Иоанна Златоуста.

Освящение совершил архимандрит Авраамий из соседнего с Осташковом города Торопца. На западной стороне придела, в связи с колокольней, с северной стороны для ризницы была построена палатка, разделенная на два отделения, с четырьмя окнами, которые были укреплены железными решетками. С южной стороны соборного алтаря, впереди правого теплого придела, по благословению преосвященнейшего Филофея архиепископа Тверского и Кашинского, был устроен теплый каменный придел во имя преподобного Нила Столобенского Чудотворца. Он был освящен 13 декабря 1878 года. На каждом из пределов было по одной главе с железными вызолоченными крестами.

Как отмечал исследователь архитектуры Верхней Волги А.А.Галашевич в своей книге «Художественные памятники Селигерского края», собор Житенного монастыря повторял композицию Вознесенского собора Знаменского монастыря города Осташкова: имел одну алтарную апсиду, по типу относился к ярусным храмам «восьмерик на четверике». Первоначально Смоленский собор Житенного монастыря был пятиглавый, с крестами железными, позолоченными. Главки и купол опаяны жестью, кровли железные, покрашенные. Все двери в соборе были деревянные, кроме пономарских — железных, на окнах металлические решетки. На колокольне — восемь колоколов, из которых три были большие — 60 пудов, 30 и 10 пудов, а также металлические часы.

Фасады Смоленского собора были украшены живописными композициями, написанными на холсте и установленными в рамах: над алтарем — образ Божьей Матери, на южной стене и на колокольне — Смоленский образ Богоматери Одигитрии, над дверью при входе в трапезную — образ Христа Вседержителя; на южных и северных стенах трапезной — «Христос Вседержитель» и «Снятие с креста».

Смоленский собор Житенного монастыря частично сохранился до наших дней, но, к сожалению, в полуразрушенном и сильно искаженном виде. Венчавший храм восьмерик был разобран до основания, окна расширены, архитектурный декор стесан. В настоящее время мы можем видеть лишь остатки архитектурного убранства на стенах бывшего Смоленского собора.

Как отмечал А.А.Галашевич, каменные постройки 30-х — начала 40-х годов XVIII века в провинции — большая редкость. В эти годы строили очень мало, и в архитектуре немногочисленных храмов этого периода отчетливо проявились традиции архитектуры конца XVII столетия, чаще всего — московского барокко. Смоленский собор Житенного монастыря — яркий пример того, как стиль нового времени, барокко, постепенно вытеснял «узорочье» предшествующего столетия, вместе с тем само барокко испытывало его активное воздействие.

Интерьеры главного храма Житенного монастыря представляли значительную художественную ценность. Об этом ныне мы можем судить лишь по письменным памятникам, сохранившим сведения о былом его убранстве. В 1758 году в соборе установили иконостас из первого каменного Богоявленского собора Нило-Столобенской пустыни, иконы для которого написал в 1670 году известный мастер Московской Оружейной палаты Исайя Ананьин. Этот иконостас в Смоленском соборе в 1821 году был заменен на новый, который был также приобретен из Богоявленского собора Ниловой пустыни. Иконостас для собора святой обители на острове Житное резал осташковский мастер Иван Фокин Киселев в 1758 году, иконы в том же году писали живописец Тверского архиерейского дома Дмитрий Крыжов и осташковец Василий Северов,

Иконостас походил на другие иконостасы храмов XVIII века, но отличался тем, что включал много резных изображений Святых. В первом ярусе резные Царские врата имели барельефное изображение архангела Гавриила и Пресвятой Девы Марии. Перед Царскими вратами, на нижнем карнизе иконостаса, были установлены скульптурные образы двух ангелов, державших в руках образы Спасителя и Божьей Матери. Над Царскими вратами — резное изображение Господа в сиянии, в руках Спасителя — резное «Распятие с предстоящими Божьей Матерью и Иоанном Богословом»; лики и руки «отживлены» росписью. На карнизах первого и второго ярусов иконостаса, по обе стороны от Царских врат, установлены четыре скульптурных образа Евангелистов.

Иконы главного иконостаса, скорее всего, были выполнены в технике масла, имелись также несколько более старых, как говорится в архивных материалах, «греческой работы», то есть повторявших старинные византийские образцы. По правую сторону от Царских врат находился образ «Христа Вседержителя, сидящего на престоле» «греческой работы». Украшали икону серебряные чеканные венец и цата*. Слева от Царских врат помещался в киоте образ Смоленской Божьей Матери Одигитрии.

Эта почитаемая святыня была украшена чеканным серебряным с позолотой ризой-окладом. На окладе имелись серебряные дробницы с надписями: на двух — Матерь Божья, на третьей — Иисус, на четвертой — «сей образ обложен при строителе иеромонахе Амвросии и при казначее Левкии, на собранные деньги в 1771 году». На Богоматери и Младенце были венцы «чеканные серебряные с позолотой и сиянием, обложенные в два ряда богемскими хрустальными искрами и камушками, а сверху короны — небольшой серебряный крест с зелеными камушками, а в середине — красным». На киоте Смоленской Божьей Матери были изображены разные Святые и «Отечество». Перед образом стоял большой медный с позолотой подсвечник. В 1851 году был изготовлен новый серебряный чеканный подсвечник столичным мастером Верховцевым.

По левую сторону Царских дверей находился живописный образ святителя Димитрия, Митрополита Ростовского Чудотворца. Над его головой — чеканный серебряный с позолотой венец. Над иконой висела медная посеребренная лампада. В иконостасе особо была представлена Богородичная тема: Пресвятой Деве Марии были посвящены иконы «Рождество Божьей Матери», «Введение во храм Божьей Матери», «Успение Пресвятой Богородицы». Вероятно, иконостас был высокий. В состав иконостаса входил ряд икон на тему «Страсти Христовы».

Иконостас правого придела во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста был деревянный, резной, позолоченный. Здесь по левую сторону от Царских врат находилась замечательная икона — список с чудотворной Смоленской иконы Богоматери Одигитрии. Образ украшал серебряный позолоченный искусной старинной работы оклад, относящийся к концу XVII столетия. Вероятно, это был тот самый оклад на иконе Смоленской Богоматери, находившейся над главными вратами осташковской крепости. Венец на Богоматери был украшен двумя рельефными Ангелами и Херувимами прорезной работы.

Примечательно, что в иконостасе находилась икона «Святой Живоначальной Троицы», написанная известным осташковским мастером-изографом Кириллом Глазухиным. Он явился основоположником знаменитой осташковской династии художников Глазухиных, которые много работали в храмах и монастырях Верхней Волги. Справа от царских врат помещалась икона трех прославленных святителей, учителей христианской церкви — Василия Великого, Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста.

Иконостас в приделе во имя святителя Димитрия Ростовского был деревянный резной, позолоченный, с колоннами. По правую сторону от Царских врат — живописный образ Христа Спасителя. Нa южной стороне — образы святителей Димитрия, Митрополита Ростовского Чудотворца, преподобной Марии Египетской, мученика Феодора Стратилата. На северных дверях иконостаса — образ Архистратига Михаила.

Небольшой деревянный позолоченный иконостас находился в трапезной собора. На Царских вратах — традиционные образы «Благовещение Пресвятой Богородице», четыре Евангелиста, наверху — «Тайная вечеря». По правую сторону Царских врат — образ Спасителя, над ним — икона «Воздвиженье Честного Креста Господня». На южных дверях — живописные изображения преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских Чудотворцев, над ними — образ «Преображение Господне». Здесь же — образ трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста «греческой работы». На них венцы чеканные серебряные позолоченные и серебряные цаты; крест серебряный позолоченный. Над Святителями — живописный образ «Вход Господень в Иерусалим». В этом же ряду — иконы Арсения и Михаила Тверских и преподобного Иосифа царевича.

Слева от Царских врат — образ Смоленской Божьей Матери Одигитрии «греческой работы», в чеканном серебряном позолоченном окладе, венец украшен Ангелами. Плат Богоматери украшен средним и мелким жемчугом, вверху — красным камнем, по плечам — двумя звездочками из страз. Рукава туники Богоматери

украшены мелким жемчугом с блестками. Над образом Богомате-ри — живописное клеймо «Рождество Богородицы».

На северных дверях представлен живописный образ преподобных Макария Калязинского и Нила Столобенского. Haд ними в живописном клейме — образ «Сошествие Господне во ад». В описи монастыря упоминается, что в этом иконостасе находились икона «Сретенье Господне» и образ 12 Апостолов.

Много икон находилось в алтаре собора, а также помещалось на стенах (опись церковного имущества Житенного монастыря мы приводим в качестве приложения в конце книги).

Вторым храмом в обители была надвратная церковь во имя Святых Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного Она построена «по грамоте от преосвященного Гавриила еписко па Тверского и Кашинского, 1767 года января 29 дня. Строителем был Амвросий (Потемкин), родственник и крестный отец светлей-

шего князя Потемкина Освящена 1768 года сентября 26 дня Ниловским архимандритом Феодосием.

Описание надвратной церкви Житенного монастыря было составлено настоятелем Троицкого собора Осташкова протоиереем Феодором Филипповичем Прусавецким, который является первым историком Верхневолжья. Заказчиком храма был настоятель монастыря Амвросий (Потемкин) (1766-1771 гг.), представитель известного дворянского рода в России. Амвросий —в миру Александр Ильин Потемкин, постриженный в Ниловой пустыни в 1754 году, был настоятелем Могилевской Успенской пустыни Новоторжского уезда (ныне Кувшиновский район Тверской области), позднее переведен в строители (т.е. настоятелем) Ниловом пустыни. Освятил церковь настоятель Нило-Столобенской пустыни архимандрит Феодосии. Это удивительный человек, подвижник благочестия, его обычно назьвали Феодосии Добрый, с его именем связан расцвет Ниловой пустыни в XVIII веке. При архимандрите Феодосии активно шло каменное строительство в пустыни на острове Столобное, тогда гам появилось много икон, значительно пополнилась ризница.

Надвратный храм монастыря имеет особое значение: он выделяет не просто основной, главный вход в монастырь, а вход Святой, вход Божий, символизирующий собой духовно-таинственый вход Иисуса Христа в град монашеский. Святые врата уподобляются вратам спасения, через которые, как говорится в Евангелии, «многие поищут войти, но не возмогут". Надвратная церковь призвана подчеркнуть их идейно-образное значение, выразить идею Божественного покровительства и защиты врат монастыря,

Надвратная церковь Житенного монастыря расположена с восточной стороны от Смоленского собора. Такое расположение соответствует церковному канону (правилу): главный Святой вход должен быть ориентирован на алтарную часть собора.

Надвратный храм построили очень быстро, за один год (1767— 1768 г). Композиция церкви характерна для храмов конца XVII столетия: «восьмерик на четверике>. Церковь трехъярусная: нижний ярус — четверик, второй — восьмерик, который венчает также массивный световой восьмерик, завершенный барабаном и главою с крестом. При храме устроили большую каменную паперть. С севера к зданию примыкали в нижнем этаже кельи, в верхнем размещалась трапезная. Сама церковь находилась над проездными вратами, в восьмерике.

Надвратная церковь в Житенном монастыре построена в стиле барокко, она красива по композиции — стройная, высокая, ярусная, а также по своему архитектурному убранству — пышным наличникам, многочисленным пилястрам, узорчатому широкому карнизу, который венчает, подобно короне, каждый ярус. А.А.Галашевич в своих исследованиях отмечает, что надвратную церковь Житенного монастыря возвела бригада зодчих из Торопца. Он считает, что этот храм является вершиной недолгого расцвета местного зодчества. В 1890 году храм был отремонтирован.

Внутри надвратной церкви был деревянный резной позолоченный иконостас. Судя по сохранившейся описи, иконостас был трехъярусный. В центре — Царские врата, резные, позолоченные, над ними «Дух Святой в сиянии». В нижнем ряду, первый справа от Царских врат — образ Спасителя с предстоящими святителем Спиридоном, епископом Тримифунтским (на южных дверях), и Иоанном Богословом. Слева от Царских врат — образ Пресвятой Богородицы с предстоящими святителем Амвросием Медиоланским (на северных дверях) и Андреем Первозванным.

Второй ярус иконостаса был таким: над Царскими вратами — «Тайная вечеря», выше — «Коронование Богоматери», а справа и слева — цикл праздников «Рождество Христово», «Крещение Господне», «Сретение Господне», «Рождество Богородицы», «Введение во храм Богородицы». Третий ярус иконостаса — деисусный чин, в центре «Спас в Силах», перед Господом предстоят Богоматерь, Иоанн Предтеча и двенадцать апостолов (все они, в молении за род человеческий, обращены к Спасителю). Венчал иконостас образ «Воскресение Христово». В иконостасе было шесть небольших икон с образами разных Святых. Все иконы живописные, выполнены маслом осташковскими живописцами.

В надвратном храме были иконы Смоленской Божией Матери, особо почитаемых христианских святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, а также преподобных Нила Столобенского, Иосифа Волоцкого, святителя российского Димитрия Ростовского

В 1751 году над западным входом в главный собор была возведена каменная колокольня. Контракт на ее постройку составлен в декабре 1750 года, этот документ бережно хранился в архиве Житенного монастыря до закрытия обители в 1920-е годы. На колокольне был установлен самый большой «благовестный» колокол в 60 пудов. В 1756 году к северной стороне колокольни пристроили одноэтажную каменную братскую трапезную с кухней, а в 1762 году по благословлению Тверского епископа Афанасия устроен с левой стороны придел во имя новоявленного чудотворца святителя Димитрия митрополита Ростовского (освящен 21 сентября 1762 года)

Колокольня Смоленского собора монастыря сохранилась; она высокая, трехъярусная, с мощным столпообразным восьмигранным ярусом звона на четверике. Ярус звона завершен невысоким изящным ярусом, над которым установлена на барабане луковичная глава, увенчанная крестом. Завершение колокольни удивительно гармонирует с верхом надвратного храма во имя Иоанна Богослова и апостола Андрея Первозванного. Колокольня и этот храм — архитектурные доминанты комплекса Житенного монастыря; они создают живописную и причудливо прекрасную панораму не только обители, но и всего города Осташкова. Восстановленные глава и кровля надвратного храма издали подобны тихо горящей свече, что сияет «светом», который символически понимается как образ Бога.

Во многом общий облик Житенного (как и каждого монастыря) определяла ограда с башнями. Она выполняла не только утилитарную функцию, отдаляя Святую обитель от мира, обозначая ее границы. Стена монастыря символически воспринималась как образ Божественной силы, как крепость Божия и молитва Святых, незримо охраняющих иноческую обитель.

Ограда и башни Житенного монастыря были построены в 1760-1761 годах на средства Саввы Яковлева. В ограде с западной стороны был выход к озеру. Ограда протяженная (200 сажен, то есть 432 метра), ее фасады зодчие украсили пилястрами, которые придают ей особую живописность, позволяя избежать монотонности восприятия. С внутренней стороны ограда оформлена аркадой. Шестигранные башенки, имеющие шатровое завершение, располагались по углам ограды.

На территории Житенного монастыря, как мы отмечали ранее, с 1751 по 1758 и с 1772 по 1801 годы в деревянном флигеле размещалось Осташковское духовное училище (и некоторое время при нем была бурса для 19 бедных учеников), а также с 1773 года — Осташковское духовное правление. Первоначально оно находилось под трапезной надвратной церкви во имя Иоанна Богослова и апостола Андрея Первозванного, с 1802 года было переведено в юго-восточный каменный корпус.

На территории монастыря были возведены различные жилые и хозяйственные здания. Первоначально они были деревянными — покои для приезда архиерея, настоятельские и братские корпуса. В 1772 году в юго-восточном углу монастыря построили одноэтажный каменный флигель братских келий. В 1834 году на юго-западе от Смоленского собора поставили двухэтажный каменный корпус настоятельских келий. В верхнем этаже находились покои настоятеля обители, в нижнем была устроена трапезная палата, братская кухня, кладовая и комната для сторожа.

В 1863 году у западной стены собора устроили каменный одноэтажный флигель братских келий. Между ними и оградой монастыря в 1883 году построили дровяной сарай. В 1885 году на северовосточной стороне ограды построены кирпичные конюшня, каретный сарай, амбар и погреб в ряд под одной крышей. Вблизи конюшни к ограде с восточной стороны был пристроен деревянный дровяной сарай, а в северо-западном углу ограды построена деревянная баня.

Во всех братских, настоятельских покоях и трапезной палате были иконы. В келье настоятеля также имелись живописные портреты в красивых рамах преосвященного Иосифа и купца-мецената Саввы Яковлева. Иконки находились и на фасадах иноческих покоев, и над вратами монастыря.

В Житенном монастыре был фруктовый сад. Он располагался на юго-западе от Смоленского собора, на восточной стороне настоятельского корпуса. Сад имел деревянную ограду на каменном фундаменте с каменными столбами. Монастырский сад символически понимался как образ Сада Райского. Небесный град освящался светом Божественной славы, а монастырь — славою иноческого жития, которое по чину равно ангельскому и являлось «светом для всех человеков». Эта внутренняя духовная сущность монастыря определяла красоту всех его зданий и сооружений.

Комплекс Житенного монастыря выполняет важную градостроительную функцию — создает неповторимую, яркую и живописную панораму Осташкова. В начале XIX века протоиерей Феодор Филиппович Прусавецкий так писал: «Когда едешь в него (Осташков) от Ржева сухим путем, то весь виден становится за 6 верст с гор, лежащих между Ниловским посельем Сиговка и деревнею Верхние Рудины. Вид со стороны сей привлекательный и любопытный, хотя ныне селение городское простирается во весь полуостров и составляет две версты, однако с места сего город виден, как некая прекрасно отпечатанная картина на малом листе, но довольно заключающая обширное место и многое строение святых храмов с высокими колокольнями и позлащенными крестами, а у некоторых и главами, одна одну превышая своею высотою стоят как бы в самой близости друг от друга, между ними разнородно есть строение, то каменное, то деревянное, то возвышенное, то низменное, то покрытое и простое, то дом, то обширные заводы и возвышенные мельницы представляют разнообразности глазам замечательного зрителя точно как бы на водах выставленную картину. Не менее сего прелестен город и с древних дорог, с Торопецкой виден он еще далее... Водным путем едущему любопытному зрителю замечательно тоже или еще больше представлялся привлекательным.

Когда Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Екатерине II угодно было в 1772 году из монастырских слобод сделать место сие городом и препоручено было дело сие Я. Сиверсу (генерал-губернатору Новгорода), который по высочайше апробированному плану все то устроил и докладывал...: так что будет наша Венеция...; жаль только, что ... некоторыми начальниками дозволено было берег обстроить незначительными деревянными строениями, на месте коего если бы было каменное, то подобилось подлинно...Венеции» .

________________________________

Фотографии:

1. Мужская обитель на острове Житное. Реконструкция В.Якубени, Т. Борисовой

2. Смоленский собор и колокольня Житеннного монастыря. Фото конца XIXвека.

3. Внутренний облик Смоленского собора. Фото конца XIXвека.

Отправить сообщение для: sobor16021953@yandex.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 18.06.2007
Хостинг от uCoz